Хотим мы того или нет, но каждому из нас приходится иметь дело с вопросами об отношении к традиции. Этот вопрос часто возникает, когда сталкиваются интересы разных поколений, так называемый вопрос «отцов и детей». Когда мы переезжаем на другое место жительства, нам приходится знакомиться с традициями, чтобы знать, как вести себя на новом месте. Из-за вопроса о традиции всегда были споры, недопонимания и иногда даже войны. Собственно, даже Реформация, начатая Мартином Лютером и поддержанная другими реформаторами, затронула, главным образом, вопрос Традиции. И, если мы внимательно посмотрим на историю человечества, то найдем во всех веках и во всех народах формирование традиции, уклада жизни человека и людей, ставящих под сомнение ее право на существование.
Что такое традиция? Хороша она или плоха? Помогает она жить людям или стоит преградой к счастью? Какие традиции стоит хранить и защищать, а против которых нужно бороться?
Сегодня для нас это не теоретический вопрос об отдаленной реальности. Это то, с чем сегодня люди практически сталкиваются каждый день. Особенно служителям церкви, совершающим служение в современных условиях, на изломе эпох и смене тысячелетий, нередко приходится делать выбор между старым и новым. Но всегда ли старое хуже нового? Всегда ли новое означает изменение к худшему?
Цель данной статьи - дать Библейски обоснованный анализ вопросу о традиции и показать основные принципы отношения к традиции, которые, я надеюсь, помогут снять напряжение между непонимающими друг друга сторонами и открыть дверь для конструктивного диалога между сторонами, занимающими противоположные позиции. А взаимное понимание поможет нашим церквям совершать служение более эффективно и с большим благословением.
В русской Библии слово «традиция» переведено как «предание». Греческое слово «традиция» («парадосис») означает - «то, что передается от одного к другому». Нельзя сказать однозначно, что традиция всегда хороша или наоборот, так как в Писании это слово употребляется как в положительном, так и в отрицательном смысле.
В положительном смысле слово «традиция» употребляется всегда, когда говорится о передаче учения Иисуса Христа Его учениками или очевидцами Его дел и учения (1Кор. 11:2, 23; 2Фес. 2:15; 3:6; 1Тим.6:20). В этом смысле традиция (учение И.Х.) передается как Слово Божие со властию Бога, обязательное для исполнения всеми верующими. Это то Слово Божие, которое под руководством Духа Святого, нашло подтверждение церковью как боговдухновенное Писание, и которое сегодня мы называем Новым Заветом, а вместе с Ветхим Заветом, Библией. Не все письма, книги или евангелия, претендующие на авторитетность, были признаны ранней церковью как богодухновенные, а только 66 книг. Список 39 книг Ветхого Завета был окончательно утвержден иудейскими старейшинами в конце первого века н.э., хотя в дни Иисуса Христа уже существовал этот список книг, который всеми принимался как Священные Писания, в авторитетности которых подавляющее большинство верующих не сомневались. 27 книг Нового Завета были окончательно утверждены на Карфагенском соборе в 397 н.э. Мы, как верующие евангельского направления, делаем ударение на том, что только 66 канонических книг Библии могут признаваться как богодухновенным Писанием, Словом Божиим, абсолютно авторитетным и достаточным для спасения людей и духовного возрастания в вере. Все остальные книги, устные предания, установления, - второстепенные и могут быть только полезным чтением, если не противоречат Библии.
Как же знать, когда приветствовать традицию, а когда остерегаться? Хорошо сформулировал ответ на этот вопрос известный специалист по истории церкви польского происхождения, Ярослав Пеликан: «Традиция – это живая вера умерших; традиционализм – это мертвая вера живых» (Христианская традиция, История развития доктрин. Чикагский Университет, 1971., стр. 9). Те традиции, которые приводят людей к возрождению свыше и личному живому общению с Богом, должны стать примером для подражания.
Когда же традиция становится проблемой и традиционализмом, стоящим преградой людям на пути к Богу?
Ниже хочу привести принципы, вытекающие из мест Св. Писания, упомянутых выше в этой статье. Надеюсь, они помогут читателям в определении своих собственных взглядов на тот или иной вопрос, и станут своеобразной «измерительной шкалой» для определения их годности.
Итак, когда традиция становится проблемой.
Оказывается, вопрос традиции стоит не только между историческими церквями: православием, католицизмом и протестантами. С проблемой традиции приходится сталкиваться не только новообращенным в своих семьях, которые считают их предателями отеческих традиций и веры, но, как это ни удивительно, этот вопрос часто возникает в самой среде евангельских церквей. Сколько сегодня напряжения и непонимания возникает между служителями, особенно между молодыми и пожилыми? Сколько людей, получивших богословское образование, сегодня не могут вернуться в свои церкви из-за того, что их там уже не принимают. Не лицемерие ли это, когда некоторые общаются без проблем с зарубежными братьями и сестрами, несмотря на разногласия, но не принимают своих христиан, украинцев, придерживающихся таких же взглядов?
С годами проблема не уменьшается и, если не обратить должного внимания к ней сейчас, она заставит нас это сделать в недалеком будущем, но уже с более тяжелыми последствиями.
Во-первых, нужно не закрывать глаза на то, что проблема существует. Но существование проблемы не значит, что все безнадежно, как уже есть мнение у некоторых пессимистически настроеных служителей.
Во-вторых, нужно понять, что мы не в противоположных лагерях, воюющих друг с другом, а вместе на стороне Господа и брань наша против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). Для этого нам нужно очертить круг «ортодоксии», вероучения и практики, который бы объединял нас, как верующих братства евангельских христиан-баптистов, входя в который, мы можем приветствовать друг друга от чистого сердца, как братья и сестры. Это поможет нам совершать служение вместе, несмотря на второстепенные разногласия.
В-третьих, очевидно, что новое молодое поколение отличается тем, что оно воспитывается в новых условиях свободы и не удовлетворяется только вопросом «что», но еще хочет знать ответ на вопрос «почему». Поэтому, чтобы нам иметь уважение молодежи и чтобы повести их за собой в правильном направлении, нужно быть готовыми с терпением давать библейски обоснованые, логически разумные ответы на вопрос: « Почему нужно делать так, а не иначе?»
старший пастор Ирпенской Библейской Церкви
Немає коментарів:
Дописати коментар